Долго люди задавались вопросом, как же происходит процесс “забора жидкости” у кошек и почему брызг при этом создается гораздо меньше, чем при аналогичном процессе у собак. И вот кто-то умный догадался заснять лакание кошки в заааамеееедлеееннооом режиме с помощью современных технических средств. Кошки лакают очень быстро, и ранее считалось, что жидкость попадает к ним в пасть “цепляясь” за шершавый кошачий язык и не успевая вылиться обратно. Однако на самом деле все оказалось намного сложнее, чтобы напиться, кошки используют сложную комбинацию двух физических сил.
Разрешить вопрос механики кошачьего лакания еще в 1940 году решил Гарольд Эдгертон, для чего он использовал стробоскопическую съемку (фотографирование с несколькими вспышками на один кадр). Этот эксперимент показал, что кошки во время питья загибают кончик своего языка не вперед (дабы создать своего рода черпак, что укладывается в логику человеческого мышления), а назад, так что первой в жидкость попадает верхняя часть языка. Казалось, вот вроде бы и все, никакого секрета больше нет, и любопытство было удовлетворено. Возможно, именно поэтому потребовалось целых полвека, чтобы понять, что все не просто так, и кошки до сих пор хранят свою тайну. Однако, все тайное когда-нибудь становится явным, собратьев по разуму невольно сдал кот по кличке Катта-Катта, которому довелось угодить на ПМЖ к Роману Стокеру,сотруднику Массачусетского технологического института.
Как и положено адепту MIT, Стокер является весьма любознательным и инициативным человеком. Вместе со своим коллегой Педро Рейсом, не менее любознательным и инициативным, они часами (!) просиживали возле миски Катта-Катта, ожидая когда тот соизволит попить (бедный кот, мне бы тоже пить расхотелось, если бы надо мной зависали два огромных дядьки с видеокамерами). Жажда взяла верх над подопытным Катта-Катта, и он таки попал под прицельный взгляд высокоскоростной камеры, которая засняла процесс лакания с замедлением в 12 раз.
В итоге выяснялось, что язык кошек практически не проникает ниже поверхности жидкости, а только лишь слегка касается её. Этот способ полностью отличается от лакания у собак, которые пьют, делая из языка подобие того самого черпака. Для кошек природа изобрела гораздо более сложный механический процесс: когда кончик кошачьего языка дотрагивается до жидкости, некоторая её часть в силу адгезии прилипает к поверхности языка, поднимаясь очень быстро — за доли секунды, язык увлекает часть жидкости вверх. Таким образом, между языком и поверхностью жидкости в миске формируется столбик, непрерывно меняющий свою длину и толщину. В этом столбике борются две силы — инерции движущейся жидкости и тяжести. Этот хрупкий баланс постоянно меняется. Но кошка инстинктивно знает, в какой момент он наиболее точен: животное быстро закрывает рот, когда колонна жидкости имеет наибольший размер. Жажда мучила Катта-Катта… Так сильно, что, не смотря на двух дядек, он решился в очередной раз угодить под видеокамеры, заснявших его теперь с замедлением в 67 раз.
Добившись от своего кота всего, что ему было нужно, Стокер, как истинный исследователь класса MIT, не остановился только на раскрытии секрета лакания. Вместе со своим коллегой они разработали математическую модель (а куда ж без неё в современном научном мире?), обобщили её на всех из породы кошачьих и даже, для того чтобы уточнить тонкие детали процесса, построили робототехнический заменитель языка кошки (! как говорится, я под столом), с большой скоростью дотрагивающийся до воды и поднимающийся обратно. В видеоролике движение этого аппарата показано с замедлением в 100 раз.
Исследование заняло три года. Благодаря ему, авторы вывели уравнения кошачьего лакания и научились предсказывать его частоту в зависимости от массы тела. Катта-Катта стал звездой (хотя звездным котом он был изначально, на языке аборигенов Австралии его имя означает “звезды-звезды”) - количество просмотров роликов с его участием на youtube перевалило за несколько десятков тысяч, наверное, скоро его пригласят сниматься в рекламе, а там и Голливуд не за горами! :D
Напоследок, поделюсь предположением, высказанным Стокером, почему же коты лакают именно так, а не иначе. Всё дело в некоторой нелюбви кошек к воде и их природному стремлению к чистоте. Кошачий способ лакания намного аккуратнее собачьего. Он позволяет в большей степени сохранить сухими чувствительные области вокруг носа и великолепные усы (вибриссы), помогающие хищнику ориентироваться в темноте. “Я бы сказал, кошки больше знают о механике жидкостей, чем собаки”, — с улыбкой резюмирует Стокер.